Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения






От Редакции

В первый том настоящего собрания сочинений М. Ю. Лермонтова входят его стихотворения, во второй - поэмы, в третий- драмы, в четвертый- прозаические произведения, письма, материалы записных книжек (планы, наброски, дневниковые записи).
Сам Лермонтов, как известно, при составлении первого и единственного сборника своих произведений, выпущенного в свет в 1840 году, включил в него всего двадцать шесть стихотворений и две поэмы. Из трехсот с лишним стихотворений, написанных до 1836 года, Лермонтов поместил в этот сборник только одно ("Русалка"). Из двадцати двух поэм (не считая незаконченных) напечатал всего три ("Тамбовскую казначейшу" - в "Современнике" 1838 г.; "Песню про царя Ивана Васильевича..." и "Мцыри" - в сборнике 1840 г.) и боролся за публикацию четвертой ("Демон"); из пяти драм отдал в театр одну - "Маскарад" (1835); из прозаических произведений опубликовал только "Героя нашего времени".
Однако за сто с лишним лет, отделяющих нас от первых изданий Лермонтова, в собрания его сочинений постепенно были включены все его юношеские произведения, зачастую очень слабые в художественном отношении, наброски, отрывки, которые поэт рассматривал лишь как заготовки для будущих сочинений. Общее число произведений, печатающихся в полных собраниях сочинений Лермонтова, в наше время примерно в двенадцать раз превышает то, с чем обращался к читателю сам поэт. Таким образом, обычное хронологическое размещение материала внутри каждого тома, необходимое в академических собраниях сочинений, в массовых изданиях Лермонтова оказалось в разительном несоответствии с интересами широкого читателя. Принцип строгой хронологии, механически понятый, привел к тому, что в этих изданиях произведения, не предназначавшиеся для печати, а также шутки, экспромты заслоняют высшие достижения гения Лермонтова, создания его зрелой поры. Приобщаясь к поэтическому наследию Лермонтова, массовый читатель полных собраний сочинений вынужден следить за творческой эволюцией поэта, начиная с первых ученических опытов и подражаний.
Поэтому с особым вниманием редакция издания отнеслась к его структуре. Принцип композиции, положенный в его основу, преследует обе цели: и учет воли автора - взыскательного художника - и обеспечение полноты издания.
Датой, отделяющей в политической и литературной биографии Лермонтова период его поэтического становления от времени, когда он вошел в литературу как автор "Смерти Поэта", "Бородина", "Песни про царя Ивана Васильевича...", является 1837 год. Эта дата и положена в настоящем издании в основу композиции томов стихотворений и поэм.
Первый том открывается "Смертью Поэта", второй - "Песнью про царя Ивана Васильевича...". В основной раздел третьего тома вошел "Маскарад" - сочинение, которое Лермонтов избрал для своего литературного дебюта, с которым хотел впервые обратиться к широкой публике. Четвертый том открывает "Герой нашего времени". Это - произведения художественно наиболее совершенные и общественно значимые. Второй раздел каждого тома составляют ранние произведения, не предназначавшиеся поэтом к печати. В особый раздел первого тома впервые выделены шутки, экспромты, эпиграммы. В приложениях даны наброски неоконченных произведений и редакции, представляющие интерес для широкого читателя. В приложениях к первому тому даны также стихотворения на французском языке и "Коллективное". Внутри каждого раздела хронологический принцип сохраняется.
Такое распределение материала предлагается в настоящем издании впервые. Поиски подобного рода - отказ от принципа строгой хронологии в массовом издании сочинений Лермонтова - уже были предприняты в одном из последних изданий Гослитиздата (Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова под ред. Б. М. Эйхенбаума, 1947).
Тексты в настоящем издании сочинений М. Ю. Лермонтова вновь выверены по рукописям и печатным первоисточникам. В ряде случаев уточнены тексты и 'датировки собрания сочинений Лермонтова, выпущенного Институтом русской литературы Академии наук СССР в 1953-1956 годах. Письма Лермонтова, написанные по-французски, даются в переводах, тексты оригинала не воспроизводятся. Отдельные слова и строки, зачеркнутые в рукописи самим поэтом, но не замененные другими, воспроизводятся в тех случаях, когда это требуется для понимания произведения (они даются в квадратных скобках). В угловые скобки заключены названия произведений, самим автором не озаглавленные, и слова, чтение которых предположительно.
В примечаниях к каждому тому приведены исторические, литературные и биобиблиографические справки, необходимые как для понимания самого текста, так и для уяснения условий его создания и публикации. В последнем томе дается "Хронологическая канва жизни и творчества М. Ю. Лермонтова".
Так называемые "юнкерские поэмы", не вполне удобные для печати и, по-видимому, представляющие собою плод коллективного сочинительства, в настоящее - массовое - издание сочинений М. Ю. Лермонтова не включены.


далее: СТИХОТВОРЕНИЯ >>

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения
   СТИХОТВОРЕНИЯ
   БОРОДИНО
   X X X
   ВЕТКА ПАЛЕСТИНЫ
   УЗНИК
   СОСЕД
   МОЛИТВА
   КИНЖАЛ
   ВИД ГОР ИЗ СТЕПЕЙ КОЗЛОВА
   ДУМА
   ПОЭТ
   НЕ ВЕРЬ СЕБЕ
   ТРИ ПАЛЬМЫ
   МОЛИТВА
   ДАРЫ ТЕРЕКА
   И СКУЧНО И ГРУСТНО
   КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
   СОСЕДКА
   ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ
   ЖУРНАЛИСТ, ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ
   ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ
   ОТЧЕГО
   БЛАГОДАРНОСТЬ
   ИЗ ГЕТЕ
   РЕБЕНКУ
   А. О. СМИРНОВОЙ
   К ПОРТРЕТУ
   ТУЧИ
   ЗАВЕЩАНИЕ
   ОПРАВДАНИЕ
   РОДИНА
   ПОСЛЕДНЕЕ НОВОСЕЛЬЕ
   ЛЮБОВЬ МЕРТВЕЦА
   ДОГОВОР
   УТЕС
   СПОР
   СОН
   ТАМАРА
   СВИДАНЬЕ
   ЛИСТОК
   МОРСКАЯ ЦАРЕВНА
   ПРОРОК
   СТИХОТВОРЕНИЯ
   1828
   3 А Б Л У Ж Д Е Н И Е К У II И ДОНА
   Ц Е В Н И Ц А
   ПОЭТ
   К II......НУ
   ПОСВЯЩЕНИЕ. N. N.
   ПИР
   ВЕСЕЛЫЙ ЧАС
   К ДРУЗЬЯМ
   Р О М А Н
   ПОРТРЕТЫ
   К ГЕНИЮ
   ПОКАЯНИЕ
   ПИСЬМО
   ВОИНА
   РУССКАЯ МЕЛОДИЯ
   ПЕСНЯ
   РОМАНС
   ТРИ ВЕДЬМЫ
   К НИНЕ
   К N. N.
   НАПОЛЕОН
   ПАН
   ЖАЛОБЫ ТУРКА
   ЧЕРКЕШЕНКА
   ОТВЕТ
   ДВА СОКОЛА
   ГРУЗИНСКАЯ ПЕСНЯ
   МОИ ДЕМОН
   ЖЕНА СЕВЕРА
   К ДРУГУ
   ЭЛЕГИЯ
   МОНОЛОГ
   ВСТРЕЧА
   БАЛЛАДА
   ПЕРЧАТКА
   ДИТЯ В ЛЮЛЬКЕ
   МОЛИТВА
   КАВКАЗ
   ОПАСЕНИЕ
   СТАНСЫ
   И. Ф. И------ВОЙ
   ВЕСНА
   НОЧЬ. I
   РАЗЛУКА
   НОЧЬ. II
   НЕЗАБУДКА
   СОВЕТ
   ОДИНОЧЕСТВО
   В АЛЬБОМ
   ГРОЗА
   ЗВЕЗДА
   ЕВРЕЙСКАЯ МЕЛОДИЯ
   ВЕЧЕР ПОСЛЕ ДОЖДЯ
   НАПОЛЕОН
   ЭПИТАФИЯ НАПОЛЕОНА
   К ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ
   ОЧИ, N. N.
   АВКАЗУ
   УТРО НА КАВКАЗ Е
   КРЕСТ НА СКАЛЕ
   ЧЕЛНОК
   ОТРЫВОК
   К...
   НОЧЬ. III
   FAREWELL'
   ЭЛЕГИЯ
   ЭПИТАФИЯ
   ГРОБ ОССИНА
   ПОСВЯЩЕНИЕ
   КЛАДБИЩЕ
   ПОСВЯЩЕНИЕ
   1880. МАЙЯ. 16 ЧИСЛО
   ГОСТЬ
   ДЕРЕВУ
   ПРЕДСКАЗАНИЕ
   X X X
   БУЛЕВАР
   ПЕСНЬ БАРДА
   К СУ...
   К.
   ЧУМА В САРАТОВЕ
   СТАНСЫ
   ЧУМА
   РОМАНС
   ОТРЫВОК
   БАЛЛАДА
   НОЧЬ
   X X X
   НОВГОРОД
   ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ
   МОГИЛА БОЙЦА
   СМЕРТЬ
   ЧЕРНЫ ОЧИ
   РОМАНС К И...
   ЗАВЕЩАНИЕ
   X X X
   ЖЕЛАНИЕ
   К ДЕВЕ НЕБЕСНОЙ
   СВ. ЕЛЕНА
   К ДРУГУ В. Ш.
   АТАМАН
   ИСПОВЕДЬ
   НАДЕЖДА
   ВИДЕНИЕ
   X X X
   X X X
   К ДРУГУ
   X X X
   ИЗ ПАТКУЛЯ
   ПОРТРЕТ
   X X X
   ПЕСНЯ
   К НЭЕРЕ
   ОТРЫВОК
   БАЛЛАДА
   СИЛУЭТ
   X X X
   СТАНСЫ
   ЗВЕЗДА
   РАСКАЯНЬЕ
   ВЕНЕЦИЯ
   ПОДРАЖАНИЕ БАЙРОНУ
   К ДУРНОВУ
   АРФА
   ПИР АСМОДЕЯ
   СОН
   НА КАРТИНУ РЕМБРАНДТА
   ПРОЩАНЬЕ
   К ПРИЯТЕЛЮ
   СМЕРТЬ
   ВОЛНЫ И ЛЮДИ
   ЗВУКИ
   11 ИЮЛЯ
   ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
   ПОЛЕ БОРОДИНА
   МОЙ ДОМ
   СМЕРТЬ
   СТАНСЫ
   СОЛНЦЕ ОСЕНИ
   ПОТОК
   К СЕБЕ
   ПЕСНЯ
   СЛАВА
   ВЕЧЕР
   РУССКАЯ ПЕСНЯ
   ЗВУКИ И ВЗОР
   ЗЕМЛЯ И НЕБО
   ИЗ АНДРЕЯ ШЕНЬЕ
   СОСЕД
   СТАНСЫ
   МОИ ДЕМОН
   РОМАНС
   ГОСТЬ
   СОЛНЦЕ
   ПРОЩАНЬЕ
   РОМАНС
   ПРЕЛЕСТНИЦЕ
   ЭПИТАФИЯ
   РОМАНС
   СОНЕТ
   БАЛЛАДА
   БОИ
   ДВА ВЕЛИКАНА
   ЧЕЛНОК
   ПАРУС
   БАЛЛАДА
   ТРОСТНИК
   РУСАЛКА 1
   ГУСАР
   ЮНКЕРСКАЯ МОЛИТВА
   X X X
   УМИРАЮЩИЙ ГЛАДИАТОР
   ЕВРЕЙСКАЯ МЕЛОДИЯ
   В АЛЬБОМ
   СТИХОТВОРЕНИЯ НЕИЗВЕСТНЫХ ГОДОВ
   ЭПИГРАММЫ, ЭКСПРОМТЫ, ШУТОЧНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
   МАДРИГАЛ
   ЭПИГРАММЫ
   X X X
   К ГРУЗИНОВУ
   В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ N.N.
   МОЯ МОЛЬБА
   ЭПИТАФИЯ
   А. Д. 3 ...
   БУХАРИНОЙ
   ТРУБЕЦКОМУ
   АЛЯБЬЕВОЙ
   Л. НАРЫШКИНОЙ
   ВАРТЕНЬЕВОЙ
   МАРТЫ НОВОЙ
   ВАШИЛОВУ
   КРОПОТКИНОЙ
   ЩЕРБАТОВОЙ
   ВУЛГАКОВУ
   САБУРОВОЙ
   УВАГОВОЙ
   И. П. МЯТ Л ЕВУ
   СТИХОТВОРЕНИЯ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
   НАБРОСКИ И ОТРЫВКИ
   ПРИМЕЧАНИЯ